» » «Перевооружение армии буксует»
Информация к новости
  • Дата: 22-03-2019, 16:25
22-03-2019, 16:25

«Перевооружение армии буксует»

Категория: Новости » «Перевооружение армии буксует»


«Перевооружение армии буксует»

На одном из крупнейших авиастроительных заводов России введено так называемое «ручное управление». Речь идёт о расположенном в Ульяновске предприятии «Авиастар-СП», где производятся военно-транспортные самолёты Ил-76МД-90А (изделие-476) и семейство самолётов Ту-204. Также завод участвует в кооперации производства ближнемагистральных лайнеров Sukhoi Superjet 100 и МС-21.

«Перевооружение армии буксует»

О введении «ручного управления» объявил вице-премьер Юрий Борисов. Причина — срыв поставок Ил-76МД-90А в 2018 году. На сегодняшний день «Авиастар-СП» находится в собственности ПАО «Объединённой авиастроительной корпорации» (96,38% акций) и ПАО «Туполев» (3,62% акций). Управляющей организацией завода является ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина». Управляющий директор «Авиастара» — Василий Донцов.

Теперь деятельность руководства ульяновского завода будет контролировать специальная комиссия из Минобороны и Минпромторга

Как это будет выглядеть на практике — пока не очень понятно. Но, как сообщают РИА Новости, «ручное управление» будет сводиться к тому, что каждый месяц два замминистра будут проводить совещания с директоратом «Авиастара», отслеживать ход производственных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Двойная реальность

Кардинальное улучшение в системе Гособорозаказа (ГОЗ) считается одним из ключевых достижений Сергея Шойгу на посту министра обороны. Наведение относительного порядка в отношениях между Минобороны и оборонно-промышленном комплексом (ОПК) позволило увеличить долю современных вооружений в армии с 16% в 2012 году до 58% в 2017 году.

В ежегодных докладах Шойгу сообщается, что уровень выполнения ГОЗ превышает 95%

11 марта газета «Красная звезда» опубликовала материал под заголовком «Контракты для Минобороны выполняются полностью и в срок». В статье утверждается, что военное ведомство прекрасно осведомлено о «реальном положении дел на подконтрольных предприятиях» благодаря специалистам Управления военных представительств Минобороны.

«Поэтому Минобороны имеет максимально объективную информацию. При этом налаженная система контроля над движением финансовых средств по выполнению ГОЗ позволяет отслеживать, насколько эффективно взаимодействие в производственной кооперации», — говорится в статье.

Между тем огромное количество программ по разработке и серийному производству новой военной техники сдвинулось вправо, причём на несколько лет. ОПК задержало поставки в войска танка Т-14, самоходной гаубицы «Коалиция», истребителей пятого поколения Су-57.

В России буксует модернизация стратегического бомбардировщика Ту-160 и разработка аналогичного нового самолёта ПАК ДА

«Перевооружение армии буксует»

Крайне непростая ситуация возникла в сфере военно-транспортной авиации. В целом ОПК справилось с задачей по разработке новых самолётов в сегментах лёгкого, среднего и тяжёлого классов, часть которых традиционно выпускалась на Украине, однако испытания и запуск серийного производства отечественных образцов затянулись.Срыв поставок Ил-476 — лишь вершина этого айсберга проблем.

Очевидно, что Минобороны и правительство в лице Юрия Борисова (бывший замминистра обороны) отлично осведомлены о всех существующих трудностях, но откуда тогда берётся цифра выполнения ГОЗ в 95-100%? Почему «Красная звезда» безапелляционно рапортует, что Гособоронзаказ безукоризненно выполняется?

Получается, что наше государство живёт в некой двойной реальности

Признавать ошибки и говорить о срывах ГОЗ на публичном уровне запрещено, но масштаб проблем настолько велик, что на предприятиях приходится вводить «ручное управление», загружая новыми обязанностями и без того перегруженный работой аппарат Минобороны и Минопромторга.

«Ручное управление» — достаточно популярный в нашей стране механизм. На мой взгляд, это объясняется своеобразной модой, которую ввёл наш президент. Ситуация как бы находится под личным контролем как бы ответственных лиц. Как правило, на предприятие назначается менеджер от государства. Но какой в этом смысл, если итак почти вся оборонка управляется государством. От переизбытка «контролёров» и эффективных менеджеров проблемы не решаются», — заявил источник РП в ОПК.

Гонка за показателями

Если верить кураторам отечественной оборонки из правительства, то основная причина срыва ГОЗ заключается в некачественном менеджменте. В октябре 2018 года Юрий Борисов призвал директорат ОПК поменять «ментальность», намекая на привычку управленцев предприятий рассчитывать на крупные заказы Минобороны и государства. К 2025 году доля гражданской продукции в оборонном секторе РФ должна составлять не менее 35%, а к 2030 году — 50%.

Предшественник Борисова на посту вице-премьера Дмитрий Рогозин (сейчас — глава «Росколсмоса») видел проблему ГОЗ в нехватке «энтузиазма» и «патриотизма»:

«Нам нужны патриоты большой страны и патриоты промышленности, которые готовы терпеть и, сжав зубы, сделать все необходимое, чтобы страна вышла не только с обновлёнными Вооружёнными силами, но и с обновлённой промышленностью. Тогда мы не будем зависеть от нефтяной и газовой иглы, потому что будем опираться на индустрию», — говорил Рогозин.

Как пояснил в беседе с РП основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев, ГОЗ оказывается сорванным в силу совершенно разных обстоятельств. Далеко не всегда причина заключается исключительно в слабом менеджменте на предприятиях или в госкорпорациях. Очень многое зависит от основного заказчика — Минобороны, который ответственен за распределение контрактов между предприятиями ОПК и определение технического задания при проведении НИОКР.

«Здесь нет универсального ответа. Например, при Анатолии Сердюкове Гособоронзаказ не исполнялся в основном из-за баталий между промышленниками и Минобороны за цену на продукцию. Военные всегда хотят получать дешёвую и качественную технику, в интересах оружейников — не производить вооружение по себестоимости и уж тем более себе в убыток. Конечно, встречаются и случаи завышения цен — кто же откажется от дополнительных доходов?» — отметил Корнев.

Как предполагает эксперт, при Шойгу градус напряжённости в отношениях между Минобороны и ОПК уменьшился, а спорные вопросы стали обсуждаться в непубличном формате. Сейчас значительное влияние на Гособоронзаказ оказывают сокращение расходов на закупку военной техники и санкции, которые лишили ОПК кредитов и возможности приобретать более качественную импортную продукцию в случае необходимости.

Источник РП в ОПК отмечает, что ключевая проблема отечественной оборонки — это неэффективное управление на всех уровнях: от директоров предприятий до ответственных органов Минобороны и правительства

Выход из кризиса он видит в налаживании планомерной и системной работы в ОПК, а не в ставке на «безудержный аврал и бесконечную отчётность». По словам собеседника нашего издания, «ручное управление», которому покровительствует Кремль, потворствуют развитию порочной  «палочной системы».

«Промышленность, Минобороны и правительство гонятся за показателями. Как у нас получается ГОЗ свыше 95%? Предприятие выпускает партию, но её передачу в  войска по разным причинам задерживает. Номинально план выполнен, перед президентом «ответственные лица» отчитались, а в реальности перевооружение армии буксует. Вот она «палочная система»! Самое печальное, что эта безумная гонка за показателями отрицательно влияет качество продукции ОПК. Никакие «ручные инструменты» вроде института военной приёмки Минобороны ситуацию не исправят», — подытожил собеседник РП.  





Источник




Смотрите также: 




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.