» » Россия – без колёс. Беларусь – без авиации и противовоздушной обороны
Информация к новости
  • Дата: 10-09-2020, 14:45
10-09-2020, 14:45

Россия – без колёс. Беларусь – без авиации и противовоздушной обороны

Категория: Новости, Политика » Россия – без колёс. Беларусь – без авиации и противовоздушной обороны



Россия – без колёс. Беларусь – без авиации и противовоздушной обороны

Политические события в Беларуси спровоцировали дискуссии относительно будущего отношений двух стран по линии военно-технического сотрудничества (ВТС) в случае прозападного переворота.


Вероятность переориентации Минска на наших недоброжелателей невелика, однако этот вариант необходимо держать в уме вне зависимости от того, как будет развиваться политический кризис в Беларуси.


Александр Лукашенко, хоть и заручился поддержкой Москвы, в том числе силовой, но продолжает политический курс, который не вызывает энтузиазма у значительной доли населения. «Батька» по-прежнему отказывается от диалога с недовольной частью общества, периодически демонстрируя пока ещё незаряженный автомат Калашникова.


При этом руководство РФ продолжает терпеть чудачества и выходки Лукашенко, которые лишь провоцируют дальнейший рост протестных настроений. И что будет дальше — прогнозировать пока невозможно.


На первый взгляд, ситуация в республике не выходит за рамки мирных манифестаций, а Запад вроде бы смирился с «Батькой», отказавшись вводить против него санкции. Однако негодование в обществе не утихает и гипотетически может перелиться через край под влиянием различных обстоятельств, в том числе форс-мажорных.


Никакая силовая поддержка из РФ не поможет Лукашенко удержать власть, если десятки тысяч демонстрантов пойдут на штурм административных зданий. Москва обязательно должна иметь план действий при полном выходе Беларуси из-под контроля.


Горький опыт «евроинтеграции»

В настоящее время, по оценкам аналитиков, в оборонной сфере Беларусь критически зависит от России. Речь идёт не только о союзнических обязательствах. Москва является безальтернативным поставщиком авиационной техники, средств ПВО, стрелкового и других видов вооружений, причём по льготным ценам.


Белорусская промышленность в состоянии ремонтировать танки, выпускать некоторые бронемашины, реактивные системы залпового огня (РСЗО) и ряд других типов военной техники. Однако производственные возможности Минска завязаны на закупках российских комплектующих.


Маловероятно, что в случае реализации пресловутого «украинского сценария» белорусская оборонка продолжит беспрепятственно выпускать имеющуюся номенклатуру вооружений. Обречены и экспортные возможности продукции республиканского ОПК.


Горький опыт «евроинтеграции» той же Украины подсказывает, что серьёзной помощи от Запада в виде налаживания кооперации или поставок действительно необходимых вооружений по приемлемой цене Минску ожидать не стоит.


Ситуацию усугубляет то обстоятельство, что все оружейные предприятия Беларуси принадлежат государству. Оборонка республики, как, собственно, и остальная промышленность, очень слабо встроена в глобальные рыночные отношения. Конкуренции с западными компаниями белорусы не выдержат и, скорее всего, разорятся.


Однако при серьёзном ухудшении ВТС тяжело придётся и России. В частности, наша страна по-прежнему сильно зависит от продукции Минского завода колёсных тягачей (МЗКТ). Свыше 90% экспорта белорусского предприятия отправляется именно в РФ.


На шасси МЗКТ передвигаются отечественные оперативно-тактические комплексы «Искандер» и мобильные стратеги «Ярс» и «Тополь-М», а также почти все зенитные системы С-300 и С-400, РСЗО «Смерч», береговые комплексы «Бал», «Бастион», «Берег» и «Рубеж».


Санкции потенциально допустимого прозападного правительства Беларуси способны оставить российскую армию, в том числе один из её стратегических компонентов, в буквальном смысле без колёс.


Конечно, в таком случае банкротство Минского завода колёсных тягачей станет неизбежным явлением. Тем не менее, Москва не должна выбрасывать из головы вариант, при котором накал страстей в отношениях с Белоруссией может чрезвычайно быстро перейти все грани разумного.


Забуксовавшая «Платформа»

Примечательно, что Россия давно запустила ряд программ по импортозамещению критических важных агрегатов и систем, включая белорусское шасси. Так, ещё в далёком 2008 году отечественный «КамАЗ» начал разработку аналога МЗКТ по теме «Платформа-О».


Перед татарстанскими инженерами была поставлена амбициозная задача — превзойти по характеристикам продукцию МЗКТ, качество которой (надо отдать белорусам должное) исключительно высокое.


Претензии к Минскому заводу по большому счёту две: отсутствие по-настоящему прорывных инновационных работ по колёсным тягачам и нежелание продавать России долю в уставном капитале предприятия. В предыдущие годы Москва неоднократно предлагала Минску порядка трёх млрд долларов, но каждый раз получала жёсткий публичный и непубличный отказ Лукашенко.


В первую очередь российские военные хотели бы иметь в резерве достойный отечественный аналог МЗКТ-79221 с колёсной формулой 16х16, на котором передвигаются «Ярсы» и «Тополя».


Россия – без колёс. Беларусь – без авиации и противовоздушной обороны


Предполагалось, что скорость данной модификации «Платформы-О» составит 60 км/ч (против 40 км/ч), угол преодолеваемого подъёма — 30° (против 10°), запас хода — 1,2 тысяч км (против 420 км), глубина брода — 1,8 м (против 1,1 м), ресурс до первого капитального ремонта — 200 тысяч км (против 40 тысяч км).


Такие показатели могут быть достигнуты за счёт внедрения схемы «мотор-колесо». Она заключается в том, что каждый элемент подвижной части платформы оснащён электродвигателями и цифровой системой управления.


Колёса могут вращаться с разной скоростью и двигаться в разных направлениях. Это в разы увеличивает манёвренность носителя и его способность преодолевать самые сложные препятствия. В частности, ракетная установка, оснащённая таким шасси, может относительно легко развернуться на месте.


Однако реализация проекта столкнулась с множеством трудностей. Во-первых, конструкция «Платформы-О» отличается сложностью и дороговизной. Однозначно можно говорить, что её стоимость будет в полтора-два раза выше менее технологичных минских аналогов.


Во-вторых, опытно-конструкторские работы по проекту забуксовали. Одна из наиболее вероятных причин — отсутствие у коллектива «КамАЗа» достаточных компетенций.


Аналитики по-прежнему недоумевают, почему Минобороны РФ не отдало «Платформу-О» Брянскому автомобильному заводу (БАЗ), который поставляет небольшое количество шасси для зенитных комплексов дальнего радиуса. Велика вероятность, что если бы за дело взялись ребята из Брянска, то за минувшие 12 лет у российской армии наверняка бы появились полноценные аналоги семейству МЗКТ.


В СМИ можно найти информацию, где сообщается о провале НИОКР по «Платформе-О». Помимо отказа привлекать к проекту БАЗ, фатальную роль сыграло вмешательство так называемых эффективных менеджеров, отодвинувших от процесса принятия решений квалифицированных инженеров. В итоге Минобороны РФ практически прекратило финансировать проект, не получив требуемый результат.


Несмотря на указанные обстоятельства, хоронить «Платформу-О» всё равно не стоит. Как бы ни сложилась ситуация в сфере ВТС, России необходимо сохранять хоть какую-то альтернативу продукции МЗКТ, чтобы не пришлось срывать гособоронзаказ на производство ракетных комплексов.


Положение дел вокруг МЗКТ невольно наталкивает на мысль о том, насколько важно Москве и Минску сохранять добрые военно-технические отношения вне зависимости от возникающих политических противоречий и судьбы режима Лукашенко.





Источник



Смотрите также: 




Метки к статье: не по что от бы

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.