» » «Ненавистный» американский самолёт
Информация к новости
  • Дата: 3-10-2018, 22:25
3-10-2018, 22:25

«Ненавистный» американский самолёт

Категория: Новости » «Ненавистный» американский самолёт


«Ненавистный» американский самолёт

На днях в отечественных и зарубежных СМИ вызвали большой резонанс два события, связанных с американским многофункциональным самолётом пятого поколения  F-35. Инциденты, о которых идёт речь, стали поводом для негативных отзывов об этой машине и финансовой политике Пентагона.

28 сентября вблизи базы Beaufort (Южная Каролина) потерпел крушение F-35B. Данную модификацию истребителя отличает способность к вертикальному и укороченному взлёту. Машина стоит на вооружении Корпуса морской пехоты США. Пилот успел катапультироваться. Жертв и разрушений нет.

Через два дня после катастрофы, 30 сентября, состоялся боевой дебют F-35B. Истребитель взлетел с палубы универсального десантного корабля типа USS Essex в Аравийском море. Самолёт нанёс удары по складам вооружения талибов управляемыми авиационными бомбами GBU-12 и GBU-32.

«Критические дефекты»

F-35 поднялся в воздух в 2000 году. Авария в Южной Каролине стала первой катастрофой, в ходе которой был потерян этот самолёт. Необходимо отметить, что F-35 в день совершают десятки полётов как на территории США, так и в других странах-эксплуатантах. Конечно, не обходится без многочисленных поломок и жёстких посадок. Однако единственное за 18 лет крушение отчётливо говорит о том, что F-35 в целом является надёжной машиной.

Американские либеральные СМИ, в частности, The Washington Post, и следом российские журналисты «подхватили» новость об аварии в Южной Каролине, чтобы в очередной раз подчеркнуть дороговизну программы F-35. Дескать, смотрите, куда идут деньги несчастных налогоплательщиков.

Аналогичную реакцию вызвало и первое боевое применение F-35 в Афганистане. Например, 2 октября The National Interest опубликовал материал о том, что неразумно использовать дорогостоящий самолёт и недешёвые боеприпасы (GBU-12 стоит 19 тысяч долларов, и GBU-32 — 22 тысяч) для поражения складов с автоматами Калашникова и гранатомётами РПГ-7. Издание даже посетовало на высокий расход топлива. В заключение приводятся слова заместителя шефа Пентагона Патрика Шанахана о необходимости «найти способы сэкономить время и деньги».

Программа F-35 действительно вызывает немало вопросов. Головной разработчик Lockheed Martin сорвал все планы производства своего детища. В 2003 году Пентагон рассчитывал получить 1966 самолётов к 2019 году, потом количество заказанных машин уменьшилось до 1035 единиц. Но на сегодняшний день компания выпустила чуть более 300 машин. При этом в общей сложности в вооружённые силы США должны быть поставлены 2443 F-35 различной модификации.

Основная причина неудач заключается в том, что истребитель пятого поколения потребовал сотни мероприятий по доработке и устранению недостатков. По состоянию на январь 2018 года у F-35 было выявлено 966 условно «критических дефектов», связанных с неисправностью отдельных систем и элементов конструкции. Из них 111 недостатков могут гипотетически стать источниками тяжёлых травм и заболеваний.

В августе 2018 года некоммерческая организация по надзору за деятельностью американского правительства POGO (Project On Government Oversight) опубликовала расследование, в котором обвинило Пентагон в сознательном занижении количества дефектов.

«Копия протокола заседания Совета по изучению недостатков F-35 от 4 июня 2018 года, полученного POGO, свидетельствует о том, что Совет перевёл 19 недостатков первой категории в менее серьёзную вторую категорию. При этом категория десяти дефектов была занижена без утверждения плана их исправления», — утверждают в POGO.

Минобороны США прибегает к манипуляциям, чтобы скрыть ошибки, допущенные при разработке F-35, и как можно быстрее развернуть масштабное производство, которое окупит программу, считают эксперты POGO.

Цена вопроса

Свои выводы POGO основывает на документах, включая закрытые. Поэтому с большой вероятностью Пентагон действительно использует нечестные приёмчики, чтобы продвинуть самолёт в войска. Однако расследователи не раздувают истерику и отмечают, что каждый отдельный дефект не препятствует эксплуатации истребителя. То есть серьёзная авария может произойти, если откажут сразу несколько систем.

Учитывая 18-летний срок опытной эксплуатации F-35 и всего лишь одну потерю самолёта, напрашивается очевидный вывод — никаких по-настоящему критических проблем у F-35 нет. А затянувшаяся работа по исправлению недостатков (пусть и не всегда честная) свидетельствует о том, что американцы серьёзно относятся к вопросам безопасности пилотов. Та же POGO указывает, что лётчики-испытатели и технические службы не замешаны в манипуляциях.

Очень натянутыми выглядят постоянно встречающиеся обвинения в необоснованно высоких расходах на программу F-35. Общие затраты превысили 400 миллиардов долларов. На первый взгляд эта сумма выглядит гигантской. Однако годовой оборонный бюджет США в среднем составляет около 700 миллиардов долларов. Программа с момента старта научно-исследовательских работ реализовывалась более 25 лет. Таким образом, в год на неё уходило порядка 16 миллиардов. Для казны Соединённых Штатов — это совсем небольшая нагрузка.

Самолёт нового поколения в принципе неизбежно влечёт умопомрачительные затраты из-за колоссального объёма работ, которые должны провести сотни предприятий оборонно-промышленного комплекса. При этом успешный результат ни один разработчик новейшей техники гарантировать не может.

Государство, которое вкладывает десятки миллиардов долларов в не имеющий аналогов самолёт или систему вооружения, всегда сильно рискует. У США были примеры, когда проект приходилось закрывать из-за того, что при всей своей инновационной составляющей он не оправдывал вложенных средств. Яркий пример — самолёт-невидимка Lockheed F-117 Nighthawk. Бомбардировщик был снят с вооружения после появления более эффективного и менее дорогого F-22 Raptor.

Однако даже в случае неудачи, наработки и технологии не пропадают, а реализовываются в смежных проектах. Эта закономерность актуальная и для нашей страны. В частности, в середине 1990-х годов ОКБ Сухого потерпело фиаско в продвижении многофункционального истребителя Су-27М. Но ряд технологических решений, которые использовались в этом закрытом проекте, позволил усовершенствовать истребители Су-30. А в 2005 году Су-27М вновь заинтересовалось Минобороны, и сейчас на вооружении ВКС находится суперсовременный самолёт Су-35С.

Неадекватный негатив к F-35 в США вызван привычными рассуждениями об обоснованности расходов Пентагона и Белого дома на какие-либо нужды. К тому же американские либеральные СМИ крайне отрицательно относятся к Дональду Трампу и к отдельным корпорациям.

В России критику F-35 можно объяснить только завистью. Наша страна постоянно догоняет американцев в сфере авиации. В ответ на новую радиолокационную станцию или ракету учёные СССР/РФ всегда были вынуждены изобретать аналоги или средства противодействия, чтобы сохранить паритет в воздухе и не проиграть гипотетический воздушный бой. Но вместо взвешенного отношения к данной проблеме, на протяжении более 15 лет мы наблюдаем откровенное злопыхательство и желание всячески принизить достоинства F-35, сделав акцент исключительно на её недостатках.

При этом нельзя сказать, что дела у России с самолётом пятого поколения (а у США их уже два) идут хорошо. На текущий момент совершенно непонятно, когда Су-57 начнут массово поступать в войска, хотя её боевой дебют состоялся ещё в 2017 году. По иронии судьбы одна из наиболее вероятных причин — это дороговизна проекта. Ценник на Су-57 превысил 100 миллионов долларов. Кстати, столько уже стоит «ненавистный» F-35.





Источник




Смотрите также: 




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.