Информация к новости
  • Дата: 11-09-2018, 21:25
11-09-2018, 21:25

Тяжёлый «Скат»

Категория: Новости » Тяжёлый «Скат»



Тяжёлый «Скат»

В России возобновлён проект тяжёлого разведывательного и ударного БПЛА «Скат», который реализует ОКБ Микояна и Гуревича (РСК «МиГ») и двигателестроительное предприятие ОАО «Климов». Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе. По информации агентства, опытный образец «планируется создать в ближайшие несколько лет».

«Скат» — многофункциональный реактивный беспилотный аппарат, выполненный по схеме «летающее крыло». Заявленная максимальная масса дрона составляет 10 тонн, длина планера — 10 метров, размах крыла — 11,5 метра, максимальная скорость — 800 км/ч, дальность — 4 тысячи километров, практический потолок — 12 тысяч километров.

Сократить отставание

«Скат» призван восполнить отсутствие в составе беспилотной авиации РФ тяжёлых стратегически аппаратов, которые могли бы барражировать в воздухе несколько суток, передавать разведывательные данные и наносить по противнику удары.

В настоящее время самым крупным БПЛА, который находится на вооружении ВКС и Сухопутных войск, является «Форпост». Дрон массой 456 килограммов производится на Уральском заводе гражданской авиации по израильской лицензии. Длина планера составляет — 5,85 метра, размах крыла — 8,55 метра, продолжительность полёта — 16 часов.

Нехватку аппаратов тяжёлого класса выявила сирийская операция. Однако Минобороны озаботилось отставанием России в сфере беспилотников задолго до переброски войск в САР. В середине и в конце 2000-х годов стартовали проекты по разработке сразу нескольких перспективных аппаратов.

В ближайшие годы войска получат БПЛА «Зеница» массой около одной тонны, дрон «Иноходец» массой 1,2 тонны, пятитонную машину «Альтаир» (разработки ОКБ имени Симонова и компании «Кронштадт») и 20-тонный ударный беспилотник «Охотник» (детище ОКБ Сухого), выполненный по схеме «летающее крыло».

Как отмечают эксперты, Россия заметно отстала в сфере беспилотной авиации от США, Израиля, ряда западных стран и даже Китая. В то же время интенсивные усилия Минобороны и ОПК позволят как минимум сократить дистанцию до 5-10 лет, а испытательный полигон в виде сирийской операции поможет протестировать новейшую технику в реальном бою.

Появление класса тяжёлых БПЛА в армии РФ заметно усилит её разведывательный и технологический потенциал на тактическом и оперативном уровнях. Кроме того, войска получат возможность добывать ценную развединформацию, корректировать огонь  и наносить удары без угрозы для жизни военнослужащих.

Однако на этом пути отечественным конструкторам придётся решить ряд сложных задач, связанных с разработкой подходящих двигателей, бортовой аппаратуры и искусственным интеллектом. В стоящих на вооружении ВС РФ БПЛА достаточное большое количество иностранных компонентов.

В борьбе за выживание

На первый взгляд «Скат»  представляется достаточно перспективным проектом. РСК «МиГ» в инициативном порядке начала работы над ним в 2005 году. Спустя два года полноразмерный макет аппарата был представлен на международном авиакосмическом салоне МАКС-2007, вызвав колоссальный интерес.

На демонстрационный образец специалисты «МиГ» поместили тактические управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» средней дальности Х-31П и корректируемыми бомбы КАБ-500Кр. Заявленная максимальная масса боевой нагрузки составила 2 тонны. «Скат» оборудован шасси самолётного типа, а «летающее крыло» должно уменьшить заметность аппарата для средств радиолокационного обнаружения.

Однако энтузиазм публики не повлиял на позицию Минобороны, и в 2012 году проект был заморожен. Чем можно объяснить поведение чиновников с Фрунзенской набережной? Неужели военные «зарезали» перспективный проект? Или же он стал жертвой внутриведомственных интриг и недобросовестной конкуренции, как это нередко бывает?

Непредвзятый анализ характеристик «Ската» позволяет сделать вывод, что Минобороны руководствовалось здравыми соображениями. Во-первых, компания «МиГ» начала работать над дроном в инициативном порядке (то есть осознавала риск провала проекта), во-вторых, для «Ската», скорее всего, не нашлось бы место в нише тяжёлых стратегических БПЛА.

К сожалению, о проекте этого беспилотника не так много информации. Но известные на текущий момент факты позволяют предположить, что наиболее вероятная причина неудовлетворительного заключения Минобороны состояла в том, что боевая нагрузка детища «МиГ» значительно уступает всем стоящим на вооружении воздушным платформам. На этом фоне вложения в 20-тонный «Охотник» выглядят куда более перспективными.

Кроме того, при всём уважении к заслугам ОКБ Микояна и Гуревича компания не обладает необходимыми компетенциями для создания полноценного тяжёлого беспилотника. Традиционная специализация «МиГ» — это разработка и производство лёгких фронтовых истребителей. Сейчас корпорация обеспечивает армейскую авиацию РФ модернизированными версиями МиГ-29 и получила заказ на небольшую партию новейших МиГ-35.

С чем же тогда может быть связана разморозка проекта «Скат»? На этот счёт можно только гадать. Не исключено, что Минобороны в итоге приняло решение поддержать корпорацию новыми заказами. С 2000-х годов РСК «МиГ» находится в очень сложной ситуации из-за отсутствия потребности армии в новых лёгких истребителях (Причина — в кардинальной смене парадигмы ведения боевых действий после окончания холодной войны).  

Несколько лет назад ходили упорные слухи о том, что «МиГ» сделают филиалом ПАО «Компания «Сухой», которое как раз получило крупные госконтракты на разработку и производство тяжёлых истребителей. Для выживания и сохранения самостоятельности корпорации необходимо получать новые контракты от Минобороны и зарубежных партнёров. По большому счёту МиГ-35 — это тоже инициативная разработка с весьма туманным будущим.





Смотрите также: 




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.