» » Как Одесса-мама стала "Одессой-ненькой"
Информация к новости
  • Дата: 12-06-2018, 21:25
12-06-2018, 21:25

Как Одесса-мама стала "Одессой-ненькой"

Категория: Новости » Как Одесса-мама стала "Одессой-ненькой"


На Украине не устают доказывать, что русские к основанию города отношения не имеют

Как Одесса-мама стала "Одессой-ненькой"
На фото: памятник императрице Екатерине II в Одессе (Фото: Алексей Павлишак/ТАСС) На днях исполнилось 224 года со дня подписания Екатериной II рескрипта об основании Одессы, но у Киева на это — свой взгляд… Об украинцах, «основавших Одессу», заговорили еще задолго до того, как это стало мейнстримом. Любые разговоры о Новороссии, даже исторической, сейчас на Украине чреваты возбуждением уголовного дела. И это ставит украинских историков в крайне неудобное положение. Ведь значительная часть городов современной Украины была основана ненавистным российским царизмом и имела прямое отношение к не менее ненавистной сердцу украинского патриота Новороссии. Однако еще до 2014 года украинские патриотические историки нашли элегантный выход из неудобного положения — достаточно объявить, что города, расположенные на юго-востоке Украины, основывали не русские цари, а кто-нибудь другой, и все становится на свои места. В «украинские» города успели записать и Днепропетровск, переименованный теперь в Днепр, и значительную часть населенных пунктов Донбасса. Но к самым занимательным открытиям украинской исторической науки все же является «не российское» происхождение Одессы. Еще в 2011 году на страницах информационного агентства УНИАН появилась обстоятельная статья кандидата политических наук Александра Палия, который, на первый взгляд, наукообразно, доказывал, что Россия к Одессе и ее основанию не имела практически никакого отношения. Сначала Палий зачем-то упомянул тиверцев, живших в междуречье Днестра и Прута во времена Древнерусского государства (было бы неплохо, если бы кандидату политических наук кто-то подарил карты Украины и Молдавии, чтобы он разобрался, наконец, где находится Прут, а где Одесса). А затем — горе-историк совершенно безапелляционно заявил, что «во времена литовского князя Витовта шляхтичом Коцюбом Якушинским был основан город Хаджибей, в первый раз упомянутый в 1415 году (будущая Одесса)». Вскользь Палий говорит о том, что со временем Хаджибей стал турецким укреплением. А потом подробно описывает, как запорожцы брали штурмом турецкие крепости во времена Екатерины II. Ну и под занавес своего занимательного материала кандидат политических наук заявляет, что украинцы якобы всегда составляли большинство населения Одессы. Идеи Палия в украинском политикуме стали достаточно популярны. Например, утверждениями о «600-летии Одессы, основанной князем Витовтом» охотно оперирует киевский вице-премьер Вячеслав Кириленко. На первый взгляд, кажется, что «московские пропагандисты посрамлены». Но стоит присмотреться к истории основания Одессы внимательнее, и картина приобретает совсем другие очертания. Если следовать логике Палия, то Одессу можно удревнить не до 600, а сразу до нескольких тысяч лет. Ведь на территории современного города археологи обнаружили поселения эпохи бронзы. Потом удобную гавань облюбовали для себя древние греки. Правда, по размерам и значимости эллинский населенный пункт уступал городам вроде Херсонеса, Ольвии или Пантикапея, но несколько сот лет (с перерывами или без), он просуществовал. Однако, начиная со времен великого переселения народов, о греках на месте современной Одессы не было ничего слышно. С большой долей вероятности городок перестал существовать в результате готского или гуннского нападения. Что же касается прихода славян, то на месте Одессы скорее могли жить не тиверцы, а их соседи — уличи. Впрочем, это мало что меняет. И тех, и других оттеснили от Черного моря на север печенеги. О печенегах с половцами господин Палий, кстати, почему-то говорить стесняется. Не упоминает он и об итальянцах, фактория которых предназначенная для торговли с татарами, располагалась в современной Одесской гавани. Что же касается «основания города литовцами» — то это всего лишь версия, и профессиональные историки считают ее ничем не подтвержденной. Дело в том, что первый исторический Коцюба — Борис — жил лишь через полтора столетия после первых упоминаний о населенном пункте Коцюбея. Никаких достоверных данных о его предках не существует. Параллельно с литовский, кстати, существует и татарская версия основания Хаджибея — Коцюбея, согласно которой населенный пункт был заложен вождем Перекопской орды беком Хаджи (или, иначе — Хаджи-беем), который в средневековых документах называется наследственным обладателем земель в районе современной Одессы. И хотя данная версия звучит значительно правдоподобнее литовской, ее настоящие ученые все равно не считают достаточно убедительной… С установлением в Причерноморье в XV веке турецкого влияния, литовцы отступили на север. Побывавшие на берегах Черного моря путешественники на протяжении столетий либо вообще не упоминали никаких населенных пунктов на месте современной Одессы, либо говорили о каких-то «развалинах» (непонятно кому принадлежавших). В конце XV века городище заселили турки и татары, воздвигнувшие во второй половине XVIII столетия возле него крепость. В 1789 году она была захвачена российскими войсками, в составе которых действительно были казацкие части.
Как Одесса-мама стала "Одессой-ненькой"
На фото: берегу Черного моря, возле татаро-турецкого поселения Хаджибей, была построена Хаджибейская крепость (Фото: histrf.ru) Никакого города Хаджибея в период прихода на берега Черного моря российской армии не существовало. Общее население всех слобод, разбросанных по территории современной Одессы, не достигало и 200 человек. Место же для возведения города приглянулось выдающемуся полководцу Александру Суворову. Непосредственно за возведение новой хаджибейской крепости отвечал находящийся на российской службе испанский дворянин Хосе де Рибас, пролоббировавший идею устройства на месте будущей Одессы порта. 7 июня 1794 года императрица подписала рескрипты об основании в Хаджибее полноценного порта и города. Вскоре, по не до конца установленным причинам — то ли в честь древнегреческого полиса Одессос, то еще почему-то, его назвали Одессой. Учитывая то, что во всей округе на тот момент жило менее 200 человек, а литовский населенный пункт захирел еще за 300 лет до этого момента, говорить о какой-либо преемственности современной Одессы по отношению к градостроительным идеям Витовта — просто смешно. Как смешно рассуждать и об «украинском большинстве» в Одессе. Согласно переписи 1897 года, малороссы по языку составляли всего около 9% от населения Южной Пальмиры. Большинством же являлись великороссы (почти половина от общего числа жителей), за которым следовали евреи (свыше 30% населения). У того, кто мог разглядеть здесь «украинское большинство», в школе были очень большие проблемы с арифметикой. Для того чтобы разобраться с историей Одессы, нужно на самом деле всего лишь ненадолго обратиться к первоисточникам. Однако в современных украинских реалиях такой подход, очевидно, считается вопиющим проявлением «ватничества» и «совковости» мышления. В сказки и легенды верить, видимо, куда патриотичнее…




Смотрите также: 




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.