» » Будущее китайской тайконавтики
Информация к новости
  • Дата: 2-05-2018, 04:25
2-05-2018, 04:25

Будущее китайской тайконавтики

Категория: Новости » Будущее китайской тайконавтики



Будущее китайской тайконавтики

[/i] Ночью, с 1 на 2 апреля 2018 года окончательно сошла с орбиты и сгорела в атмосфере Земли китайская орбитальная станция "Тянгун-1". Ее остатки упали в южной части Тихого океана. Что удивительно, столь масштабное событие не вызвало особой активности СМИ и вообще оставило без внимания всю китайскую космонавтику, словно ее особо и не существует в природе. Это удивительно, так как масштаб и грандиозность усилий, с которыми Китай рвется в космос невероятны. Есть все основания считать, что к середине текущего века Красный дракон займет там лидирующие позиции.

Дорога в тысячу ли начинается с первого шага

Как и в СССР, путь Китая в космос начался с ядерной программы, получившей кодовое обозначение "02". Во время войны в Корее США рассматривали вариант нанесения ядерного удара по Китаю. По ряду причин Вашингтон от него отказался, но Председатель ЦК КПК Мао Цзэдун пришел к выводу, что только обладание собственным ядерным оружием и средствами его доставки может обеспечить Китаю безопасность.
Будущее китайской тайконавтики

Отец китайской космонавтики – Цянь Сюэсэнь[/i] Развитие космонавтики в КНР стартовало 1 марта 1956 года, когда правительство страны утвердило первый 12-летний план развития баллистических ракет. Если продолжать аналогии с СССР, то китайским Королевым является выдающийся инженер Цянь Сюэсэнь, человек безусловно выдающийся и неординарный. Получив образование сначала в Шанхайском университете по специальности инженер-железнодорожник, он потом учился Нанкинском университете, в Массачусетском Технологическом институте (знаменитый MTI) и Калифорнийском технологическом, где стал доктором аэронавтики. В КТИ Цянь увлекся ракетной техникой и вошел в инициативную группу исследователей, вместе с Фрэнком Малиной, Джеком Парсонсом, фон Карманом и другими инженерами, впоследствии ставшими основоположниками космонавтики американской. В 1943 году Цянь, вместе с двумя другими членами "ракетной команды" при КТИ, представил Пентагону проект создании собственных ракет в качестве ответа на немецкую программу Фау-2. Уже через год прошли полевые испытания ракеты Privat A, а вскоре за ними взлетели Corporal, the WAC Corporal и другие. На их базе позднее будет создана оперативно-тактическая ядерная ракета MGM-52 Lance, состоявшая на вооружении армии США с 1972 по 1992 год. Цянь работал в программе межконтинентального "космического самолета" X20 Dyna-Soar впоследствии ставшим широко известным космическим кораблем "Шаттл". Кстати, классик мировой научной фантастики Артур Кларк, в своем романе "2010: Одиссея два" космический корабль назвал именно в его честь.
Будущее китайской тайконавтики

Демонстрационный образец X20 Dyna-Soar[/i] Запуск первого искусственного спутника земли в СССР 4 октября 1957 года значительно подстегнул работы в Китае. Сначала работы по космической программе велись в тесном сотрудничестве с СССР. Москва не только передала Пекину несколько трофейных немецких Фау-2 с документацией, она помогала в строительстве первого китайского космодрома "База-20", ныне известного как Цзюцюань во Внутренней Монголии, а также в обучении китайских специалистов в советских ВУЗах. К октябрю 1958 строительство закончили, к тому же моменту была готова копия советской ракеты Р-2, а в феврале 1960 с испытательного полигона Наньхуэй успешно взлетела собственная китайская геофизическая ракета Т-7.
Будущее китайской тайконавтики

Космодром Цзюцюань. На данный момент с него совершенно более 100 запусков[/i] Однако в начале 60х годов ХХ века, из-за охлаждения советско-китайских отношений, сотрудничество было свернуто и последующие три десятка лет Пекин шел сам. До середины 90-х о китайской ракетно-космической программе было известно лишь что она в принципе есть, и что в большинстве своем испытания заканчиваются неудачей. После очередного сбоя при запуске прототипа корабля "Шэньчжоу" на пресс-конференции в НАСА даже сказали: «Некоторым странам просто не дано научиться летать в космосе». Вместе с тем, в ноябре 1960 успешно стартует "Дунфэн-1" – первая ракета собственной конструкции, хотя сначала и со значительным влиянием советских разработок. Потом ее усовершенствуют (Дунфэн – 2, – 3, – 4, – 5) и в конечном итоге получат надежную межконтинентальную баллистическую ракету, сегодня ставшую основой СЯС Китая. Будут построены еще два космодрома – Сичан (второй по размерам в стране, 1984 г.) и Тайюань (также известный как База 25, главная площадка для коммерческих пусков, 1988 г.). В 1969, на базе "Дунфэн-5" 2-е Шанхайской бюро механики и электроники приступает к созданию "Фэнбао-1", а Первая космическая академия в Пекине начинает разработку трехступенчатого носителя "Чаньджень-1" (переводится как "Великий поход). В апреле 1970 он вывел на орбиту спутник "Дунфан Хун-1" (Красный восток), что сделало Китай 11-й страной мира имеющей собственные спутники, а также 5-й в целом и 2-й в Азии (после Японии) космической державой планеты. Всего к концу 80-х на орбите находилось уже 25 китайских искусственных спутников Земли, из них 12 потом успешно были возвращены на Землю, а "Чаньджень" превратился в семейство двух и трехступенчатых ракет с широким диапазоном эксплуатационных характеристик, ставших основой китайской космонавтики.
Будущее китайской тайконавтики

Дальность досягаемости китайских баллистических ракет серии "Дунфэн" (Проект 1059 "Восточный ветер"). В китайской системе обозначений – DF, в западной CSS (сокращение от англ. China Surface-to-Surface (missile) - китайская ракета класса поверхность – поверхность)[/i] Сегодня можно сказать, что по спектру возможностей носителей собственного производства, Китай далеко обогнал США и сравнялся с РФ.
Будущее китайской тайконавтики

Старт ракеты "Великий Поход – 5" ("Чаньджень-5), космодром Цзюцюань, Китай[/i] Все перечисленное стало результатом создания в КНР мощной космической отрасли, в которой непосредственно занято более 120 тыс. сотрудников. Ее основные центры расположены в Пекине, Ланьчжоу, Сиане, Нанкине, Шанхае, там ведутся работы по проектированию оборудования, разработке собственных и освоению иностранных технологий, а также их внедрению в соответствующие отрасли национальной экономики. Штат только научных сотрудников, занятых в национальной космической программе, достигает 30 тыс. человек. Сегодня Китай имеет третий по численности флот морских судов по слежению за космическими объектами и обширную сеть собственных наземных станций слежения, в том числе в Намибии, Кирибати и ряде других стран.
Будущее китайской тайконавтики

Китайский научный корабль «Юаньван-2» предназначенный для космических коммуникаций, гавань Вайтемата, Окленд, Новая Зеландия[/i] В среднем на свою космическую программу КНР расходовал примерно 2,5 млрд. долл. в год. На фоне бюджета НАСА в 8 млрд. эта цифра выглядела скромно, однако по сравнению с полученным результатом следует признать за Китаем явное превосходство в эффективности.

Дракон вышел из тени и засиял

Затраченные усилия дали результат в 2003 году, когда Пекин совершил первый пилотируемый полет. Китайским "Юрием Гагариным" стал полковник ВВС НОАК Ян Ли Вэй.
Будущее китайской тайконавтики

Первый китайский космонавт полковник ВВС НОАК Ян Ли Вэй[/i] За последующие десять лет китайские космонавты бывали на орбите практически каждые два года. Да и общее количество пусков неуклонно возрастало. Если в 2006 их состоялось 6, то в 2007 – уже 10, в 2008 – 11, в 2010 – 15, в 2011 и 2012 по 19.
Будущее китайской тайконавтики

Количество космических пусков по странам мира[/i] В октябре 2007 Пекин успешно запускает первый китайский спутник Луны с поэтическим названием "Лунная Фея – 1" . В сентябре 2008 тайконавт Джай Джиган осуществляет первый выход в открытый космос. В октябре 2010 орбиты Луны достигает второй китайский спутник. А 18 июня 2012 года в космос летит первая женщина – тайконавт Лиу Ян. Тайконавт потому что по-китайски слово "космос " звучит как "тайконг" (太空), что означает "слишком пусто".
Будущее китайской тайконавтики

Первая женщина – тайконавт Лиу Ян[/i] До 2015 года Китай запустил 230 ракет 94 процента которых были успешными. По надежности это второй результат в мире после Европейского космического агентства, по нему Россия только третья.
Будущее китайской тайконавтики

Экипаж "Шэньчжоу-10" (слева направо ): Чжан Сяаогуан (бортинженер), Не Хайшэн (командир корабля) и Ван Япин (лаборант-исследователь и вторая китаянка в космосе) в учебном центре в Пекине. 29 апреля 2013 г.[/i] В 2011 году в Китае производят успешный запуск первой орбитальной станции "Тяньгун-1" (в переводе с китайского "Небесный дворец"), той самой которая на днях прекратила свое существование. Всего на ней побывало пять экипажей. 15 сентября 2016 года ей на замену была выведена вторая станция "921го" проекта с улучшенными условиями обитаемости и даже наличием двух отдельных отсеков.
Будущее китайской тайконавтики

Китайская орбитальная станция Тяньгун-1[/i] По сравнению с МКС, физически она маленькая: масса покоя 8,6 т., длинна – 10,4 м., диаметр корпуса – 3,35 м., диаметр по солнечным батареям – 18,4 м.; позволяет пристыковывать всего один модуль, либо пилотируемый с экипажем, либо беспилотный грузовик снабжения. Но с ее помощью Китай отрабатывает технологии для создания в ближнем космосе "Небесного дворца – 3" который бесспорно станет следующей важной вехой развития китайской космической программы. Его масса покоя заявляется в 60 т., т.е. почти в 7 раз больше предшественника, и что еще важнее, она будет многомодульной. Иными словами, Китай строит на орбите МКС, только свой собственный, пусть и пока чуть меньше "оригинала", масса покоя которого сегодня составляет 417 тонн. Но МКС лидеры космической отрасли строили всем миром на протяжении почти 10 лет, в то время как Китай свою заявляет уже через 4 года и полностью самостоятельно. Не менее важной вехой стало успешное испытание Китаем противоспутниковой системы ASAT 11 января 2007 года. С помощью кинетического перехватчика, запущенного суборбитальной баллистической ракетой, был сбит неисправный метеорологический спутник Feng Yun 1С, находившийся на высоте 850 км над Землей.

Будущее китайского космоса: публичность и коммерция

Важным отличием текущего этапа китайской программы освоения космоса является его публичность. В 2010 году руководство КНР осознало, что ее нужно рекламировать, это полезно, как для сплочения нации, так и для продвижения в коммерческом смысле. Репортажи с борта "Небесного дворца" смотрела буквально вся страна, а Ван Япин даже проводила с китайскими школьниками уроки, после которых сейчас детей, мечтающих стать тайконавтами в Китая даже больше, чем после полета Гагарина в СССР. Дала реклама и коммерческий результат. Национальная комиссия по развитию и реформам опубликовала 10-летний план частного космического сектора в стране. Им активно заинтересовались крупные китайские инвесторы и инвестиционные фонды, такие как Matrix Partners China, Northern Light Venture Capital and CASH Capital, увидевшие в нем возможность стать не только драйверами экономического роста страны, но и локомотивами китайской экономической и научно-технической экспансии в мире. В целом частные инвесторы делятся на две группы. Первая состоит из разработчиков и производителей оборудования, ракетной техники, а также узлов и блоков к ней, и элементной базы электроники. Они планируют продавать либо сами спутники, либо их услуги, вроде картографирования или услуг мониторинга, а также корпоративной связи и передачи важных данных. Они же занимаются учебными спутниками для университетов, школ, астраномических программ прочих предприятий. Это такие компании как Commsat или Guangdong Kechuang Spaceflight Co, их общее количество в стране в 2016 году уже исчислялось двузначным числом. Многие из них связаны с телекоммуникациями. Космические стартапы активно финансирует китайская корпорация Tencent, собственный спутник разрабатывает инженерный отдел Alibaba. Вторая группа объединяет корпорации специализирующиеся на "всем крупном": носителях, платформах, спутниках для решения, если так можно выразиться, дальних и особо сложных задач. Например, освоения Луны и разработки исследовательских "марсианских" аппаратов. Среди них стоит упомянуть Onespace, LinkSpace, Landspace и Shenzhen Yu Long Aerospace Science and Technology. А пока до Марса далеко, они сосредотачиваются на рынке "доставки на орбиту". Хотя анонсированную пять лет назад долю коммерческих пусков в размере 10% рынка 2016 года Пекину достичь не удалось (взято всего 4,3%), тем не менее NASA и ведущие частные компании на перспективу до 2030 – 35 годов уже рассматривают Китай как ключевого конкурента. Не Россию, а именно Китай. Руководство SpaceX полагает, что китайская космонавтика уже достигла уровня французской "Ариан-5" и российского "Протона", а по степени надежности "Великий поход" сравнялся с кораблями серии "Союз". Так, с 2001 по 2013 годы КНР осуществила 128 запусков своих РН типа «Великий поход», из которых 125 прошли успешно. Отличительной чертой китайского космоса является сочетание масштабности, методичности и долгосрочной неумолимости. Пекин планирует на десятилетия и потом скрупулезно по этому плану идет. На данный момент заявленные Поднебесной проекты четко разделяются на два основных потока. Коммерческие направлены на освоение сегмента малых носителей, а также создания и прочного закрепления за собой максимально широкой гаммы связанных с космическими аппаратами сервисов. Например, страховым компаниям предлагается возможность отслеживать в онлайн-режиме текущее положение застрахованных автомобилей или партий груза с детализацией до ящика или коробки. Но больше всего впечатляют цели и масштабы государственных планов. Посадка спускаемого аппарата на обратную сторону Луны и доставка марсохода на Красную планету в 2020-м, строительство "Небесного дворца – 3" в 2022-м, высадка тайконавтов на Луну – между 2031 и 2036. Пилотируемая миссия на Марс – 2040-е. Еще, между делом, собственный орбитальный телескоп, по масштабу возможностей превосходящий аппарат Herschel, программа автоматов для картографирования и близкого фотографирования астероидов в поясе за Марсом, а также исследовательский зонд к одному из спутников Юпитера. Получится ли уложиться в срок – скорее всего нет. Так, например, заявленная на 2017 год доставка на Землю образцов лунного грунта отодвинута на 2019. И вообще история китайской космонавтики показывает, что Поднебесная любит ставить перед собой весьма амбициозные задачи, по масштабу заметно превышающие ее текущие возможности. Вывод первого человека в космос случился на 6 лет позднее запланированного, вывод пилотируемой станции задержался на 3,5 года. Однако следует признать, что пусть и со сдвигом промежуточных сроков, Китай тем не менее идет строго по программе. И местами уже обгоняя некоторые пункты. Например, первый экипаж на орбитальную станцию полетел раньше запланированного. И китайский луноход на Луне уже успешно работает.
Будущее китайской тайконавтики

Китайский лунный модуль "Чанъэ – 3" на поверхности Луны. Фото сделано камерой лунохода "Юйту" (в переводе "Нефритовый заяц"), декабрь 2013.[/i]
Будущее китайской тайконавтики

Собственно сам "Нефритовый заяц", фото с камеры лунного модуля "Чанъэ – 3"[/i] Это значит, что сдвиги в конкретных сроках возможны, но в глобальных планах – нет. При всех оговорках, по уровню развития своей космической программы в целом Китай вплотную приблизился к России и США, а по уровню стратегического планирования даже превосходит их. Упоминаемая в NASA лунная орбитальная станция Deep Space Gateway (известна также под названием Lunar Orbital Platform – Gateway сокр. LOP — Gateway) пока находится только в стадии обсуждения, причем в основном политического. Бюджета под нее нет и перспективы его получения пока остаются туманными. Таким образом, если все нынешние тенденции сохранятся, ко второй половине текущего века не только дальний космос, но даже орбита Луны имеет все шансы стать "китайской". Впрочем, из сказанного не следует стремление Пекина продолжать освоение космоса только в одиночку. По целому ряду направлений он активно наращивает сотрудничество с Россией, как одной из ведущих космических держав. Генеральный директор "Роскосмоса" Игорь Комаров и руководитель Государственного космического управления КНР Тан Дэнцзе в октябре 2017 подписали программу развития сотрудничества в космической сфере на 2018-2022 годы. Узким местом развития российского космоса является отсутствие широкого рынка сбыта отечественной "космической" продукции, что сдерживает рост ряда сопутствующих отраслей, например производства элементной базы. Особенно сильно тут нам мешают политически мотивированные запреты на доступ к технологиям, запатентованным в США. Расширение совместных проектов с Китаем позволяет взаимовыгодно эти проблемы решить. Крупнейшим из таких проектов является предстоящее объединение российской системы глобального позиционирования ГЛОНАСС и китайской Beidou в объединенную систему "Компас". Ее главным превосходством над нынешним лидером, – американской GPS, – является пятикратное превосходство в точности позиционирования объектов. Вторым по значимости можно считать проект "Луна-25" (до апреля 2013 года известный как "Луна-Глоб") НПО им. Лавочкина, являющийся частью российской "лунной программы", предусматривающий запуск к Луне пяти автоматических станций в период с 2019 по 2024 годы. В том числе посадки аппаратов в районе ее южного полюса. Ведутся совместные с Китаем и работы по исследованию Марса. В частности, благодаря сотрудничеству по российскому проекту "Фобос-Грунт" – забора и доставке на Землю проб грунта с марсианского спутника Фобос. Кроме того следует отметить программы как "Радиоастроном", "Ультрафиолет" и систем дистанционного зондирования Земли "Конопус-В" и "Ресурс-П". Резюмируя сказанное, можно заключить, что к середине текущего века Китай войдет в тройку лидирующих космических держав планеты, обогнав в рейтинге не только Индию или Японию, но и оставив позади Евросоюз. Нельзя также исключать, что по совокупности показателей КНР имеет все шансы превзойти даже США.



Ссылки







Private (ракета) — Википедия
ru.wikipedia.org/wiki/Private_(ракета)



Смотрите также: 




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.