Информация к новости
  • Дата: 6-09-2017, 06:25
6-09-2017, 06:25

С караваем — на Восток

Категория: Новости » С караваем — на Восток


С караваем — на Восток

6 сентября во Владивостоке стартует третий по счету Восточный экономический форум (ВЭФ). Официальные задачи мероприятия сводятся к развитию экспортного потенциала региона, но выхлоп от затраченных на его организацию средств (а это сотни миллионов рублей) пока невелик. Потенциал Дальнего Востока по-прежнему остается нереализованным. И эта проблема носит в большей степени внутренний характер, хотя на ВЭФ упорно продолжают зазывать иностранцев.

Так, российские СМИ взорвались сообщениями о приезде во Владивосток губернатора Калифорнии Джерри Брауна. Грядущий визит преподносится как, пусть и маленькая, но победа над изоляцией, которую устроили США.

«Участие официальных лиц и представителей бизнес-сообщества США в мероприятиях ВЭФ, несмотря на сегодняшнее состояние российско-американских отношений, говорит об интересе к совместному обсуждению дальневосточной повестки», — подчеркнул советник президента РФ Антон Кобяков.

Однако Браун едет во Владивосток с экологической миссией. Деньги в российский Дальний Восток американцы вкладывать не будут. Да и о чем говорить, если желание инвестировать в регион отсутствует у наших богатых азиатских соседей — Японии и Южной Кореи. Не спешат развивать бизнес с русскими даже «китайские друзья». Но будут ли эти проблемы обсуждаться на ВЭФ?

Ссора Западом и разочарование в Востоке

Первый ВЭФ состоялся в 2015 году на волне зашкаливающего оптимизма по поводу экономического сотрудничества РФ с Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР). Санкции ЕС и США в сочетании с низкими ценами на нефть резко потянули российский ВВП вниз.

Москва после бурной ссоры с Западом как будто бы вновь открыла Америку, обнаружив на Востоке потенциальных инвесторов.

В АТР Москва стремится найти новые рынки сбыта сырьевых товаров и новых кредиторов, а если говорить прямо (может и грубо) — более-менее сносную замену Западу. Спустя три года простодушный план с расчетом на то, что кто-то на Востоке нам обязательно должен помочь, закончился фиаско.

Главное разочарование — это, конечно же, Китай — крупнейший держатель американских ценных бумаг и основной геополитический соперник Вашингтона в Восточной Азии. Казалось бы, обе державы сближают немыслимое количество сфер сотрудничества.

Однако Поднебесная ни разу не встала на сторону Москвы в политических баталиях с США и не предоставила экономической помощи в виде кредитов для добывающих компаний.

Долгожданного прорыва в торгово-экономических отношениях не произошло и с Японией, хотя 2016 год запомнился регулярными визитами премьера Синдзо Абэ на переговоры с президентом РФ Владимиром Путиным.

В середине декабря прошлого года российский лидер совершил историческую поездку в Японию. Визит Путина воспринимался как итоговый акт примирения и карт-бланш японскому бизнесу на освоение Дальнего Востока. Несмотря на столь оптимистичные ожидания, экономические отношения со Страной восходящего солнца остались лежать на дне.

Пожалуй, самое чувствительное поражение наша страна потерпела в отношениях с Южной Кореей. После обструкции России в 2014 году Сеул, будучи союзником США, не позволил себе ни одного резкого слова в адрес Москвы и в отличие от Токио не стал присоединятся к санкционному режиму. Но и в этой ситуации Дальний Восток не смог выгадать бонуса от нейтральной позиции богатейшего государства.

Комплекс обиженной элиты

Традиционная для России проблема — это нарочитое желание находить в себе азиатское при общении с Востоком и блистать европейским лоском на переговорах с Западом. Современная Россия продолжает метаться между двумя цивилизациями и ищет опору в союзе с кем-либо, а не в собственных экономических ресурсах.

Обида на западные санкции почему-то родила в головах нашей элиты мысль, что на Востоке Москву уж точно примут с распростертыми объятиями, пусть и как блудного сына. Однако теплый прием в Пекине, Токио и Сеуле был лишь проявлением обычной азиатской вежливости и гостеприимства. Единственным достижением можно назвать газопровод в Китай, но его реализация не является следствием российско-китайского братания и особой нелюбви к Западу, потому что началась задолго до 2014 года.

Постоянный треп о западных санкциях и подчеркнутое внимание к АТР при отсутствии за минувшие три года каких-либо радикальных перемен рождают предположение, что Москва просто пытается вызвать ревность Запада. Дескать, смотрите: «А к нам губернатор Калифорнии приехал! У нас с китайцами грандиозные планы! Да и с Японией мы теперь тоже дружим!».

На подобный комплекс в интервью РИА Новости очень аккуратно указал глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Сергей Катырин: «В последние годы в России все чаще говорят об усилении восточного направления нашей внешней политики. Многие это связывают с западными санкциями, в частности, санкциями США. Но это не так. Данный курс был задан намного ранее, а у его истоков стоял Евгений Примаков, возглавивший в 1996 году российский МИД».

Основная мысль Катырина заключается в том, что никакого реального разворота или поворота во внешней политике РФ с 2014 года не произошло. «Нельзя говорить о «развороте» России в сторону стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Наши партнерские отношения с европейскими странами, Соединенными Штатами Америки имеют большую историю, разрушить которую стараниями отдельных политических лидеров, пожалуй, невозможно», — верно заметил Катырин.

Глава ТПП проговорил еще одну важную мысль: западный бизнес считает деньги и антироссийские санкции ему не нужны. «Крупнейшие американские и европейские компании вложили серьезные инвестиции в российскую экономику, поэтому новые санкции США скажутся и на них. Предпринимательское сообщество выступает за конструктивный диалог и налаживание партнерских отношений, а не за введение каких-либо ограничений и запретов», — заявил Катырин.

Разворот в никуда

К сожалению, точка зрения, озвученная главой ТПП, не слишком популярна в российской элите. А ведь совсем недавно российский МИД, подобно украинскому государству, рвал на себе рубашку, добиваясь особых экономических отношений с ЕС и введения безвизового режима.

В тот же благостный период Минобразования РФ беспощадно продавливало ЕГЭ и болонскую систему (бакалавриат и магистратура), утверждая, что благодаря реформам российские студенты получат возможность учиться в университетах прекрасной Европы.

В середине 2000-х годов и в «либеральные» медведевские годы Россия с воодушевлением наступала на грабли начала 1990-х годов, когда все западное казалось благом, все европейское и американское имело аромат высокого качества, а исконно русское и уж тем более советское — за версту отдавало азиатчиной.

Санкции, которые ввел Запад и которые он не собирается отменять, продемонстрировали надменное, потребительское отношение к России, которая так хотела обрести с Европой общий дом, не спрашивая желания самой Европы.

В 2014 году экономическая элита РФ получила звонкую оплеуху в виде запрета на доступ к дешевым кредитам, а политическая — пинок, который выразился в персональных санкциях. Однако вместо разворота обиженного истеблишмента в сторону России, был объявлен поход с караваем на Восток. Неудовлетворительные итоги такой бессмысленной политики как раз и стоит подвести во Владивостоке.






Смотрите также: 




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.