Три года работы. За основу инженеры взяли двигатели, созданные для новейших ракетоносителей семейства "Ангара". Задача была – адаптировать их под американский "Антарес". Конструкцию решили упростить не в ущерб качеству. Двигатель РД-181 – как автомат Калашникова: дешево, но надежно и безотказно. Разработки и испытания проводили, что называется, "на авось" – за собственные средства и не прогадали. Мимо нового шедевра российских конструкторов в США не смогли пройти.
"Когда инженеры американские увидели живьем двигатель, они в него влюбились. В него реально не влюбиться невозможно. Это произведение искусства. Двигатель тоже должен быть красив. Некрасивая конструкция не может работать эффективно, надежно, поэтому такую красоту не купить было нельзя. Тем более, что купить ее в мире больше негде", — рассказывает Владимир Солнцев, президент ОАО РКК "Энергия".
Итог переговоров – контракт между химкинским НПО "Энергомаш" и американской корпорацией Orbital Sсience на поставку 60 двигателей. Сумма сделки – почти миллиард долларов. Плюс к этому – контракты на летную подготовку, инсталляцию оборудования и проведение испытаний уже в составе всего комплекса. Так что без российских специалистов на мысе Канаверал в ближайшем будущем точно не обойдутся.
"В нашем командном стиле работы с той же Америкой сложились достаточно добрые, дружественные отношения, без которых нельзя делать столь сложную продукцию, столь технически продвинутую, и у нас полное взаимопонимание на уровне людей наших: инженеров, конструкторов, министров, финансистов. И даже в подготовке этого контракта мы работали как единая команда", — продолжает Владимир Солнцев.
Первые два двигателя США получат уже летом этого года. Этот контракт позволил загрузить отечественные предприятия на десятилетие. Вырученные деньги планируют вложить в развитие производства, и, конечно же, в модернизацию и создание новых двигателей.
После взрыва на ракетоносителе "Антарес" осенью прошлого года, в США начали звучать призывы законодательно запретить поставки комплектующих из России. Якобы, причиной аварии тогда стали двигатели именно российского производства. На самом деле AJ-26 – это модернизация ещё советской разработки НК-33, выполненная украинскими предприятиями. А вот российские модели, как раз зарекомендовали себя, как одни из самых надежных в мире. Не случайно все свои самые дорогие спутники США выводят на орбиту при помощи ракет "Атлас-5", на которых установлены РД-180.
Такой статистикой мало кто может похвастаться: 60 безаварийных запусков подряд. И сколько бы в сенате США не пытались разорвать сотрудничество с Россией, по крайней мере, в космической отрасли, американские компании отказываться от важнейшего партнера пока не намерены. Когда готовился контракт на поставку двигателей, россияне успели обсудить со своими коллегами из США совместные проекты по освоению дальнего космоса и по эксплуатации МКС. И в Москве, и в Вашингтоне прекрасно понимают, что эволюцию познания космоса остановить невозможно. И политические игры ей уж точно не помеха.
Смотрите также: