Информация к новости
  • Дата: 12-07-2013, 18:09
12-07-2013, 18:09

ВЕРШКИ И КОРЕШКИ

Категория: Энергетика » ВЕРШКИ И КОРЕШКИ


Вработе коллегии приняли участие заместитель председателя Правительства РФ Аркадий Дворкович, министр энергетики РФ Александр Новак, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, руководитель Федеральной службы по тарифам РФ Сергей Новиков, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы ФС РФ по энергетике Юрий Липатов, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Наталья Комарова, а также представители других органов власти, главы регионов, эксперты и руководители отраслевых компаний.


Открывший заседание заместитель председателя Правительства РФ Аркадий Дворкович положительно оценил итоги работы министерства за 2012 год, отметил, что год был непростым для энергетики: произошли серьезные изменения на глобальном энергетическом рынке, поэтому в ближайшем будущем предстоит сформировать правила работы рынка на среднесрочную перспективу во всех основных сегментах ТЭК. И это при том, что стандартные показатели отчетности Минэнерго вполне положительные.


– Объемы добычи нефти в 2012 году увеличились до 518 млн. тонн, что обеспечивает внутренние и внешние потребности рынка, ценовая динамика для экспорта также была благоприятной, а налоговые условия способствовали инвестициям, в результате прирост объемов переработки достиг 270 млн. тонн, что является рекордным показателем со времен СССР.


В прошлом году также достигнут исторический максимум по добыче угля – 354 млн. тонн, что на 5% больше показателей 2011 года, а экспорт угля вырос на 18%. Тем не менее спрос и на внутреннем, и на внешнем рынке остается нестабильным, а рентабельность существенно снизилась. В этом направлении, по мнению Аркадия Дворковича, особое внимание должно уделяться эффективности инвестиционной деятельности и внедрению новых технологий.


Особенно на фоне агрессивной угольной политики США в Европе.


Что касается газовой отрасли, то конкуренция выросла, спрос в 2012 году был нестабильным, следовательно, России следует быть более гибкой на этом рынке и пытаться выработать новые решения.


Видимо, говоря о выросшей конкуренции, вице-премьер имел в виду все расширяющиеся поставки в Европу сланцевого газа, который предлагается по цене вдвое ниже природного газа.


Работа электроэнергетического рынка стала самой сложной в 2012 году. Для инвесторов существуют чрезмерные риски, не созданы долгосрочные правила игры, присутствуют тарифные риски. Тем не менее в прошлом году выработка электроэнергии увеличилась. Но особое внимание необходимо уделить развитию сетевого хозяйства, энергетики на Дальнем Востоке, а также обеспечению топливом и электроэнергией Калининградской области.


Министр энергетики Александр Новак выступил с классическим отчетом, сообщив в начале своего выступления, что энергетика – самый большой сегмент российской экономики и даже самый большой энергетический комплекс в мире.


– Инвестиционный потенциал ТЭК при современных потребностях в модернизации составляет примерно 1 трлн. долларов, – заметил министр. – Отрасли ТЭКа обеспечивают до 50% поступлений в бюджет страны и почти 70% экспорта. Перед отраслями ТЭК стоят очень серьезные задачи, требующие ответственного и эффективного решения, в частности, появляются новые технологии, позволяющие приблизить производство энергоресурсов к месту их потребления, развиваются и удешевляются технологии добычи трудноизвлекаемых запасов нефти и газа, более доступными становятся возобновляемые источники энергии. Нам предстоит ответить на вызовы «сланцевой революции» и развитие рынков СПГ, повысить энергоэффективность экономики и компенсировать потери, связанные со снижением спроса на энергоресурсы в Европе. Решить эти задачи без ускоренной модернизации, повышения инвестиционной привлекательности и снижения энергоемкости отраслей ТЭК невозможно.


Все отрасли, кроме газовой, завершили год с приростом добычи и производства энергоресурсов. Отмечается не только рост добычи нефти, но увеличение на 9% объемов бурения на нефтяных месторождениях. Что касается нефтепереработки, то в 2012 году увеличились как объем, так и глубина переработки нефти. Снижение добычи газа в прошлом году объясняется сокращением спроса на Украине и в Западной Европе. Тем не менее начатые в прошлом году проекты по строительству новых мощностей СПГ и новых центров добычи в Восточной Сибири создают предпосылки для наращивания экспорта газа на перспективные рынки АТР.

По словам министра, в настоящее время Минэнерго России активно способствует скорейшему раскрытию потенциала ТЭК. В электроэнергетике министерству предстоит ускорить инновационное развитие, повысить надежность и эффективность энергоснабжения. В нефтегазовой отрасли Минэнерго России планирует стимулировать методы увеличения нефтеотдачи и освоения трудноизвлекаемых запасов, способствовать запуску новых нефтяных и газовых проектов в регионах трудной доступности, развивать инфраструктуру и перерабатывающие мощности. Для угольной промышленности приоритетом является стабильное обеспечение внутреннего рынка углем и продуктами его переработки, а также развитие экспортного потенциала.


Речь министра энергетики слушали с привычным вниманием, перешучивались и рисовали чертиков: все, что он говорил, энергетикам известно, известны и подводные водовороты, кроющиеся за привычными, накатанными фразами. К сожалению, ни одной болевой точки (неплатежи, скачки тарифов, грядущая приватизация и т.д.), ни одного так называемого «центра роста» министром обозначено не было.


Зато министр Российской Федерации по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов высоко оценил качество и эффективность работы министерства с экспертным сообществом и общественными организациями в формате Открытого министерства. Что, безусловно, показали и результаты рейтинга открытости федеральных министров, в котором Александр Новак занял третье место:


– Работа в открытом режиме и качественное взаимодействие с экспертным сообществом и всеми заинтересованными сторонами – это не самоцель для правительства, а способ выработки эффективных государственных решений. Именно на это направлено построение системы «Открытое правительство», механизмы которого успешно внедряются в работе Министерства энергетики. Я уверен, что такая работа с учетом поставленных в основных направлениях деятельности правительства и указах президента задач на 2013 год будет сохраняться и принесет соответствующую пользу, – заявил Михаил Абызов в ходе своего выступления на коллегии.


Мне приятно, что команда Министерства энергетики не просто формально подошла к вопросам внедрения в своей работе механизмов открытости, но и активно использует потенциал взаимодействия с экспертным сообществом, что позволяет найти правильный баланс в выработке решений по ключевым проблемам. Яркий тому пример – разработка государственной программы энергоэффективности и развития энергетики, которая активно обсуждалась в формате Открытого правительства на площадке министерства с участием членов Экспертного совета при Правительстве РФ. Эта программа прошла публичное обсуждение. Теперь перед правительством, Министерством энергетики и системой «Открытое правительство» стоит задача в течение 2013 года внести в ключевой документ деятельности Минэнерго корректировки с учетом замечаний, высказанных экспертным сообществом. Совместно с министром Александром Новаком мы подписали график рабочих групп по совершенствованию этой государственной программы с расчетом, что в течение июня работа будет закончена и уже 1 июля мы представим на рассмотрение кабинета министров свои предложения по новой редакции государственной программы, – пояснил министр Абызов.


А дальше, развивая свои идеи, Абызов предложил сделать «понятное» министерство. И, заглушая шумок в зале, сказал, что, мол, давно пора министерствам стать понятными. А то какой-нибудь простой житель зайдет, например, на сайт министерства, чтобы разобраться, все ли в отрасли в порядке, а там, на сайте, все как-то сложно. Слов много непонятных, статьи не сразу разберешь о чем. А надо бы проще, понятнее. Как ни странно, Александр Новак оживленно поддержал эту как минимум оригинальную идею. Хотя зачем, казалось бы, простому человеку заходить на сайт Министерства энергетики и контролировать работу министра? Добро бы профессионал, эксперт… Так этому и так все ясно.


Тем временем руководитель Федеральной службы по тарифам РФ Сергей Новиков заверил, что ключевые задачи – инвестиционная привлекательность, открытость регулирования, адекватность правил рынка для всех его участников – у Минэнерго России и ФСТ одинаковые. Также Сергей Новиков пообещал за два года максимально автоматизировать и сделать прозрачным процесс регулирования и принять баланс по поставкам электроэнергии на 2014 год до 1 ноября текущего года.


– ФСТ с Минэнерго России являются союзниками по всему спектру отраслевых вопросов, мы всегда стремимся сообща решать возникающие проблемы, – сказал Сергей Новиков.


В ходе заседания министр энергетики Российской Федерации Александр Новак предоставил возможность выступить всем желающим гостям коллегии, а в завершении мероприятия вручил государственные награды Российской Федерации наиболее отличившимся в профессии представителям энергетической отрасли России.


Записал Алексей Иванов

Юрий Липатов, первый заместитель председателя Комитета по энергетике Госдумы РФ


– Учитывая важность ТЭК в жизни страны, в 2008 году были приняты важные решения: созданы в правительстве отдельно Министерство энергетики и Комитет по энергетике в Государственной думе. Основная цель – чтобы в системном взаимодействии двух ветвей власти оперативно создавались и корректировались законы, способствующие эффективному развитию ТЭКа. Практика показала, что это было абсолютно правильное решение. Из доклада министра энергетики РФ мы видим, что роль российского ТЭКа продолжает оставаться высокой, доля нефтегазового сектора в доходах страны составила почти 50%. Рост обеспечен масштабными инвестициями в отрасль. За последние 12 лет инвестиции в нефтедобычу увеличились в семь раз, в нефтепереработку – почти в восемь раз, в газовую инфраструктуру – в 12. Но глобальный рынок углеводородов постоянно меняется, появляются новые технологии по добыче сырья, появляются новые государства – игроки на рынках сбыта, и это главные вызовы для нефтяной и газовой отрасли.


В этом году был принят ряд важнейших законов. Внесены изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы, приняты два федеральных закона.


Электроэнергетическая отрасль – производная работы всего энергетического комплекса. И к электроэнергетике у депутатов всех партий внимание особое. Были внесены изменения в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и другие федеральные законы, закрепляющие статус открытого акционерного общества «Российские сети», которое призвано обеспечить контроль за национальной электрической сетью и территориальными сетевыми организациями как единым сетевым комплексом.

Наталья Комарова, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа


– Президентом поставлена задача – по обеспечению жильем выйти на 28–35 кв. м на человека. Для этого нужен серьезный рывок в строительстве, невозможный без ускоренного развития энергетической инфраструктуры и разбюрократизации соответствующих процедур. Системным оператором и ОАО «ФСК ЕЭС» разработан проект новой схемы и программы развития Единой энергетической системы на 2013–2019 годы. Необходимо, чтобы планы генерирующих и сетевых компаний были синхронизированы с этим документом. Нам абсолютно необходимо для ежегодного ввода 250–300 тыс. кв. м жилья ввести в эксплуатацию подстанцию «Исток» к 2014 году.


Для нас, как минимум по двум основаниям, стратегическое значение имеет принятая в апреле государственная программа «Энергоэффективность и развитие энергетики до 2020 года». Первое: в ней большое внимание уделено повышению эффективности использования попутного нефтяного газа. Мы системно работаем с нефтяными компаниями, с прошлого года ввели механизм стимулирования по налогу на прибыль. Ждем мер и от Минэнерго. Второе: инновационное развитие ТЭК. Мы договариваемся с Российской академией наук о создании инновационного центра РАН – Югра. Для сложнейших исследований нужны разработки суперкомпьютеров для ТЭКа. Прошу вас, Александр Валентинович, инициировать внесение соответствующих дополнений в государственную программу.

Шолбан Кара-оол, глава правительства Республики Тува


– Республика, обладающая невиданными по объему, разнообразию и качеству запасами полезных ископаемых, по сию пору испытывает дефицит электроэнергии!


Запасы угля у нас – 20 млрд. тонн коксующихся углей самых высоких марок, уже не говоря об энергетических углях! И у нас в XXI веке не хватает электричества! Я пять лет на самых высоких совещаниях высказывался, просил, говорил, что отсутствие генерирующих станций на территории Тувы – огромная для нас проблема. При этом на территории Тувы расположено все зеркало Саяно-Шушенской ГЭС – а мы говорим об отсутствии электроэнергии. Надо ведь вести справедливую политику. Богатства Тувы – федеральная собственность, но у нас нет рычагов или волшебной палочки – компании покупают лицензии, многомиллиардно капитализируют свои компании, но не исполняют обязательств, откладывая их на 2017–2018 и так далее годы.

Комментарий доброжелателя


– Совершенно определенная польза есть от такого грандиозного совещания. Многих увидишь, пообщаешься, на ходу проговоришь какие-то вопросы. Относительно выступления министра? Оно более-менее стандартное, говорит лишь о том, что его аппарат начал работать. Это уже хорошо. В целом же по-прежнему отчитываемся планами, не заостряем, делаем коллегию благостной, пушистой. Как будто нет острейших проблем в любой из отраслей энергетики. А ведь острейшие проблемы дают и синергетический эффект. Только с обратным знаком. И имеют обыкновение накапливаться. По слухам, когда-то коллегии больше походили на сражения. Я – за такие коллегии. За драку, в которой выковывается энергетика.




Смотрите также: 




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.