Информация к новости
  • Дата: 10-11-2017, 10:25
10-11-2017, 10:25

ЕГЭ по китайски

Категория: Статьи » ЕГЭ по китайски



В во­про­сах об­ра­зо­ва­ния у нас много лет было при­ня­то огля­ды­вать­ся на запад. Пришла пора по­смот­реть на восток и вы­яс­нить, что же пред­став­ля­ет из себя страш­ный ки­тай­ский ЕГЭ («гаокао»), ко­то­рый наши чи­нов­ни­ки вре­ме­на­ми упо­ми­на­ют в ка­че­стве об­раз­ца для оправ­да­ния ме­ро­при­я­тий фор­ма­та ан­ти­тер­ро­ра на наших единых эк­за­ме­нах.

Обу­че­ние в стар­шей школе в КНР про­дол­жа­ет­ся три года. После первых двух лет уча­щи­е­ся сдают обя­за­тель­ные вы­пуск­ные эк­за­ме­ны (в ко­ли­че­стве 10) по всем ос­нов­ным пред­ме­там и по­лу­ча­ют диплом об об­ра­зо­ва­нии (ат­те­стат по-нашему). По­след­ний год по­свя­щен спе­ци­а­ли­за­ции: по итогам вы­пуск­ных эк­за­ме­нов ученик вы­би­ра­ет про­филь вуза и за­ни­ма­ет­ся под­го­тов­кой к всту­пи­тель­ным гаокао.

В Китае ма­те­ма­ти­ка яв­ля­ет­ся ОБЯ­ЗА­ТЕЛЬ­НЫМ всту­пи­тель­ным эк­за­ме­ном на ВСЕ спе­ци­аль­но­сти. Может быть, именно из-за уни­вер­саль­но­сти, гаокао по ма­те­ма­ти­ке среди других пред­ме­тов ки­тай­ские аби­ту­ри­ен­ты счи­та­ют не самым слож­ным. Ниже при­ве­де­ны за­да­ния этого эк­за­ме­на за 2016 год (ва­ри­ан­ты других лет можно найти по ссылке http://​edu.​sina.​com.​cn/​zt_​d/​2017gkzt/ ; ки­тай­ский язык не яв­ля­ет­ся непре­одо­ли­мым пре­пят­стви­ем для их по­ни­ма­ния, ибо фор­му­лы ма­те­ма­ти­ки оди­на­ко­вы для всех). «Гу­ма­ни­та­рии» должны вы­пол­нить раз­де­лы 1 и 2 (задачи 1-20) за два часа, «тех­на­ри» – весь эк­за­мен пол­но­стью за 2 часа 30 минут.

Прин­ци­пи­аль­ным от­ли­чи­ем ки­тай­ских эк­за­ме­нов от наших ЕГЭ яв­ля­ет­ся полное от­сут­ствие «де­мо­вер­сий», «от­кры­то­го банка за­да­ний» и каких-либо шаб­ло­нов в со­дер­жа­нии. За­да­ния год от года ме­ня­ют­ся прин­ци­пи­аль­но, они непред­ска­зу­е­мы, и для успеха на эк­за­мене тре­бу­ет­ся вла­де­ние всем ма­те­ри­а­лом про­грам­мы. О самой про­грам­ме ки­тай­ской «ака­де­ми­че­ской школы» можно судить по при­ве­ден­ным ниже за­да­ни­ям.

Какие тре­бо­ва­ния там предъ­яв­ля­ют к «гу­ма­ни­та­ри­ям» (первые два раз­де­ла)?

Прежде всего впе­чат­ля­ет ма­те­ма­ти­че­ский язык, на ко­то­ром сфор­му­ли­ро­ва­ны задачи. Для многих наших вы­пуск­ни­ков такой язык — ки­тай­ская гра­мо­та. Зна­чи­тель­ная часть уча­щих­ся наших гу­ма­ни­тар­ных «гим­на­зий и лицеев», сво­бод­но вла­де­ю­щих ан­глий­ским, на ко­то­ром из­ло­же­ны за­да­ния, не поймут даже, о чем там идет речь. Мы видим, что ки­тай­ский «арт-стью­дент» должен по­ни­мать язык теории мно­жеств, иметь пред­став­ле­ние о ком­плекс­ных числах, знать кривые вто­ро­го по­ряд­ка, сво­бод­но опе­ри­ро­вать по­ня­ти­ем «функ­ция», при­ме­нять метод ко­ор­ди­нат, ис­поль­зо­вать век­тор­ную тех­ни­ку, уметь решать задачи пла­ни­мет­рии и сте­рео­мет­рии и т. д. В Китае помнят завет М.В. Ло­мо­но­со­ва, что «ма­те­ма­ти­ка ум в по­ря­док при­во­дит», и там счи­та­ют, что голова нужна всем. Не говоря уже о том, что ма­те­ма­ти­че­ские методы про­ни­ка­ют сейчас во все сферы де­я­тель­но­сти.

И здесь время на­пом­нить, что у нас «для по­ступ­ле­ния на спе­ци­аль­но­сти, не свя­зан­ные с ма­те­ма­ти­кой», до­ста­точ­но сдать ба­зо­вый ЕГЭ. Это на­ту­раль­но тест для де­би­лов, в ко­то­ром надо «по зна­че­нию ве­ли­чи­ны раз­ли­чить высоту горы и рост ре­бен­ка» («чув­ство числа»), уметь счи­тать «пло­щадь зе­мель­но­го участ­ка» по кле­точ­кам, а вся аб­стракт­ная ма­те­ма­ти­ка све­де­на к за­да­нию на по­ня­тие «фор­му­ла»:

«Дано ра­вен­ство F=ma. F=84, m=21. Найти a.»

Сту­ден­ты с такими зна­ни­я­ми ма­те­ма­ти­ки (на­пря­мую кор­ре­ли­ру­ю­щи­ми с ум­ствен­ны­ми спо­соб­но­стя­ми) ста­но­вят­ся се­год­ня вра­ча­ми, жур­на­ли­ста­ми, учи­те­ля­ми (по гу­ма­ни­тар­ным спе­ци­аль­но­стям), юри­ста­ми, за­пол­ня­ют струк­ту­ры го­су­прав­ле­ния. Они будут лечить, учить и управ­лять го­су­дар­ством.

А рядом с нами — Китай, в ко­то­ром совсем другая кар­ти­на. Ма­те­ма­ти­ка там клю­че­вая дис­ци­пли­на в обу­че­нии ВСЕХ с пер­во­го по две­на­дца­тый класс. В стар­шей школе этому пред­ме­ту уде­ля­ют 12-16 часов в неделю. Словом, у них сейчас так, как было у нас в недав­нем про­шлом.

Теперь при­ве­дем (далеко не полный) список от­ли­чий ки­тай­ско­го гаокао от нашего про­филь­но­го ЕГЭ.

Во-первых, как уже было ска­за­но, эк­за­ме­на­ци­он­ные за­да­ния в Китае непред­ска­зу­е­мы. Как след­ствие, на­тас­ки­ва­ние на кон­крет­ную задачу номер 17 («эко­но­ми­че­скую») там пол­но­стью ис­клю­че­но.

Во-вторых, в гаокао нет за­да­чек уровня на­чаль­ной школы. Им вообще не место в эк­за­ме­нах такого уровня. В этом смысле наш ЕГЭ — ноу-хау в раз­ру­ше­нии высшей школы, ибо он от­кры­ва­ет путь в вуз массе аб­со­лют­но негра­мот­ных аби­ту­ри­ен­тов.

В-тре­тьих, за­да­ния гоакао не тре­бу­ют тупых гро­мозд­ких вы­чис­ле­ний с мно­го­знач­ны­ми чис­ла­ми, ко­то­рые яв­ля­ют­ся фир­мен­ным знаком ЕГЭ по Ященко. Ме­ха­ни­че­ские вы­чис­ле­ния стол­би­ком, усво­ен­ные еще в тре­тьем классе, съе­да­ют время и гасят твор­че­ские воз­мож­но­сти.

Далее, в Китае у каж­до­го за­да­ния указан его вес в баллах, что мо­ти­ви­ру­ет решать каждую задачу. У нас же вы­став­ля­ют­ся пер­вич­ные оценки (от 1 до 4), ко­то­рые сум­ми­ру­ют­ся и затем пе­ре­во­дят­ся в ито­го­вый ре­зуль­тат по мутной «шкале пе­ре­сче­та». Шкала эта по ма­те­ма­ти­ке со­став­ле­на так, что от­дель­ные раз­де­лы про­грам­мы можно пол­но­стью иг­но­ри­ро­вать (на­при­мер, сте­рео­мет­ри­че­скую задачу до­пу­сти­мо не решать вовсе: 30 пер­вич­ных баллов из 32-х всё равно дают мак­си­маль­ную оценку 100).

Рос­сий­ский ЕГЭ си­стем­но уби­ва­ет ин­же­нер­ную ма­те­ма­ти­ку (см. https://​vk.​com/​doc52460268_​437538865 ), он яв­ля­ет­ся одним из ос­нов­ных пре­пят­ствий для ши­ро­кой под­го­тов­ки ин­же­нер­ных кадров. О гаокао этого нельзя ска­зать ни в коей мере. И т. д.

Рядом с ки­тай­ским эк­за­ме­ном ны­неш­ний «про­филь­ный ЕГЭ» смот­рит­ся как про­дукт убогих без­да­рей или как ре­зуль­тат работы «неспя­щих» аген­тов «за­пад­ных парт­не­ров» власти.

Мы не будем об­суж­дать вопрос, хорош ли единый всту­пи­тель­ный эк­за­мен для Китая, и не лучше ли там про­во­дить от­дель­ные всту­пи­тель­ные ис­пы­та­ния в каждый уни­вер­си­тет. Им виднее. Си­сте­ма об­ра­зо­ва­ния в любой стране глу­бо­ко на­ци­о­наль­на. Её со­сто­я­ние обу­слов­ле­но ис­то­ри­че­ским опытом, те­ку­щи­ми за­да­ча­ми и, ра­зу­ме­ет­ся, от­но­ше­ни­ем власти к своему народу. За­ме­тим только, что в Китае уже широко об­суж­да­ет­ся воз­мож­ный отказ от те­сто­вой си­сте­мы ат­те­ста­ции и вве­де­нии устных вы­пуск­ных эк­за­ме­нов. Там го­во­рят, что их си­сте­ма об­ра­зо­ва­ния пе­ре­рос­ла тесты, и пора пе­ре­хо­дить к твор­че­ско­му вы­пуск­но­му кон­тро­лю. Надо по­ла­гать, что со­от­вет­ству­ю­щие ре­ше­ния с те­че­ни­ем вре­ме­ни будут при­ня­ты.

Бес­спор­но одно. Ны­неш­ний рос­сий­ский ЕГЭ и общие тен­ден­ции «раз­ви­тия» си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния не дают нам перед во­сточ­ным со­се­дом ни­ка­ких шансов.


ЕГЭ по китайски

ЕГЭ по китайски

ЕГЭ по китайски

ЕГЭ по китайски

ЕГЭ по китайски

ЕГЭ по китайски






Смотрите также: 




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.