Информация к новости
  • Дата: 15-10-2017, 17:26
15-10-2017, 17:26

Кому нужна идеология

Категория: Статьи » Кому нужна идеология


Кому нужна идеология

Человечество стремительно развивается, однако процесс развития происходит крайне неравномерно. Неравенство жизненного уровня разных слоев общества и стран катастрофически увеличивается. Нужны ли идеи оптимизации путей развития социума. Или достаточно изучения, этого процесса и поиск вариантов выхода из регулярно возникающих тупиковых и кризисных ситуаций.

Эксплуатация бедных и отсталых всегда дает преимущества сильным и успешным социальным группам и это обуславливает разный подход к созданию «справедливых» идеологий. Социальные группы, которые считают себя незаслуженно обделенными, пытаются сформировать идеологии равноправного общества. Благополучная, более обеспеченная часть общества вполне довольная существующим положением стремится внести в эти идеологии принципы устойчивости и сохранения существующего порядка.

Наиболее яркими результатами давних мозговых штурмов, направленных на сотворение справедливых идеологий, стали религии. Их создатели стремились разрешить всегда болезненные проблемы неравенства, установить стабильность и консерватизм в обществе. Религиозными пророками сформулированы этические постулаты актуальные и поныне - поддержание общечеловеческих и семейных ценностей, традиционность, борение с соблазнами и преступлениями. А идея всеобщего равенства перед Богом, призвана залечить духовные раны социальной несправедливости и унижений.

При этом проявления церковной коррупции, религиозной ненависти и кровавых религиозных войн будем считать издержками исполнителей, которые не могут подчинить свою человеческую натуру первоначально чистым божественным идеям. Разрыв между учениями идеологов и действиями исполнителей их идей затем многократно повторялся и время от времени приводил к жестоким противостояниям с трагическими последствиями.

Религия не ставит задачу объяснить причины и следствия экономического развития. Между тем развивающиеся производительные силы меняют производственные отношения. Революции сотрясают страны, происходит смена общественно-экономических формаций. При этом неравенство и несправедливость не исчезают. Философы сочиняют идеальные «утопии» совершенного социума, а фантазии писателей рисуют апокалиптическе варианты мрачного будущего строя, напоминающего рабство, но в новом, модернизированном и технически совершенном мире. Но тут все ясно, плохие прогнозы всегда лучше продаются.

Продолжающиеся и сейчас опыты энтузиастов по организации ячеек честного и справедливого общества, долго не давали ощутимых результатов. Первым реально успешным и наиболее масштабным примером общества основанного на философских идеях равенства, было построение социализма в СССР. В основу советской доктрины были заложены идеи марксизма. В.И.Ленин, главный идеолог строя, называл три источника марксизма: классическая философия, английская политическая экономия и утопический социализм. Религиозным постулатам в марксизме-ленинизме места не нашлось. Сам К. Маркс к понятию «идеология» относился скептически, считая, что идеология — это ложное сознание, выражает специфические интересы определённого класса и имеет ненаучный характер. А вот наиболее успешный руководитель СССР - И.В.Сталин, верил в действие идеологии на массы. Силу влияния идей он осознал, вероятно, еще в юности, во времена учебы в духовной семинарии.

Марксистское понимание равенства, по мнению И.В.Сталина подразумевает: уничтожение классов, освобождение от эксплуатации, отмену частной собственности на средства производства, обязанность всех трудиться по своим способностям. Применение на практике теории классовой борьбы и диктатуры пролетариата обеспечили исторически быстрое решение этих задач за исключением последней. Хотя за семь десятилетий, отмеренных судьбой на социальный эксперимент СССР, было множество примеров самоотверженного труда, советский вариант социализма не смог создать постоянных эффективных стимулов к «труду по способностям» всего населения.

Народ Страны Советов комфортно себя чувствовал под сенью объединяющей и гуманной социалистической идеологии. Декларируемые цели государства были вполне понятны и приемлемы. Правда иногда спонтанно возникали различные кружки людей недовольных ситуацией, и они в меру возможностей протестовали против существующих порядков. Диссиденты, шестидесятники, стиляги. Однако существовало понимание незыблемости строя и бесполезности недовольства. Протесты больше походили на недовольство детей порядками родителей, которые могут и жестко наказать за баловство, но брошенным и голодным своих чад никогда не оставят.

После распада Союза, шоковый переход к диким условиям неравенства периода первичного накопления капитала спровоцировал в обществе состояние растерянности. Надежда на улучшение быстро сменилась ощущением безысходности, унижения, обреченности. Декларативный отказ от объединяющей идеологии и социальных гарантий нанесли стрессовый удар по общественному сознанию. Сможет ли общество, сформированное в парадигме социализма, найти силы и приспособится к чуждой либеральной идеологии, которая пока даже четко не артикулируется. Сформировать направления совершенствования существующей либеральной модели или отвергнуть ее и увлечься новой социалистической идеей.

Вопрос создания перспективной и привлекательной идеологии на постсоветском пространстве не зря сегодня поднимается многими авторами. Совершенно очевидно, что имеется соответствующий социальный запрос. В сознании народа воспитанного на возвышенных идеях построения светлого будущего образовалась область пустоты, незаполненного идеологического пространства. Какими идеями оно будет заполнено. Экстремальные примеры силы воздействия на людей идеологии, помноженной на современные информационные методы можно ежедневно наблюдать в жестокой самоуничтожающей борьбе ИГИЛ со всем миром. А разве не дорогого стоят сплоченность населения КНДР против самой мощной в мире армии. Вот если бы такие сгустки человеческой воли и энергии да направить на дела благие …

Понятно, что весьма влиятельные социальные группы, незаинтересованные в обновленной постсоветской идеологической доктрине социализма, будут пытаться всячески препятствовать ее созданию. Следует признать, что в их распоряжении имеется достаточно рычагов для этого. Однако разве сопротивление когда-нибудь останавливало энтузиазм борцов за справедливость.

В наше время не нужно «изобретать велосипед» человеческая мысль выработало достаточно надежных и эффективных идей организации общества обеспечивающих его прогресс, которые прошли экспериментальную историческую проверку. И не надо стесняться изучать и применить варианты управления, доказавшие эффективность, только потому, что они зародились в неприятном для нас варианте идеологии или во враждебном государстве. "Что англосаксу (китайцу) хорошо, то русскому смерть"- это плохой вариант. Достижения идеологов, политиков и управленцев принадлежат всему миру так же, как это происходит и в искусстве, науке, производстве, военном деле и т.д.

Будет ли государственный строй называться «Социализм с национальной спецификой» или «Государственный капитализм», проблемы, которые предстоит решить, не изменятся. Уже мало кем оспаривается актуальность смены компрадорского, сырьевого вектора экономики на товарное производство, а вот аспекты борьбы с монополиями и усиление внутренней конкуренции пока на втором или третьем плане. Всем понятна необходимость реанимации производства наукоемкой продукции и выход ее на мировой рынок. Однако сегодня импортируется не только высокотехнологические изделия, но также весьма простые товары обихода, выпуск которых вполне возможно наладить в стране. Для этого нужно поддержать инициативных людей, предпринимателей, которые хотят организовать реальное производство, тем более, если производимые товары будут иметь спрос за рубежом. Меры, направленные на поощрение товарного производства, безусловно, должны сопровождаться проверенными во многих странах и реально действующими методами протекционизма и ограничения коррупции.

В динамично развивающемся Китае фундаментом идеологии принят марксизм. На съезде правящей партии Си Цзиньпин провозгласил - «Марксизм – это основная идеология Компартии Китая. Отказ от нее означает, что партия потеряет свой дух, свое направление. Это ключевой вопрос. Мы никогда не откажемся от своей идеологии». Безусловно, К.Марксу, который наблюдал становление капитализма в ХIХ веке, сложно было спрогнозировать политические и экономические рецепты развития общества на отдаленное будущее. Однако теория научного социализма и законы диалектического материализма еще долго смогут служить надежной основой идеологии активно развивающегося общества. При представлении моральных основ человеческих взаимоотношений, можно опереться на религиозные учения и это отразит национальную специфику. А политические, экономические и управленческие концепции для обновленной идеологии вполне можно позаимствовать у государств, достигших наивысшего жизненного уровня в исторически короткие сроки. Ведь как писал Ф.Энгельс «Марксизм не догма, а руководство к действию».






Смотрите также: 




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.